Эксплуатация любого транспорта в наши дни происходит более длительное время, так что поддерживать двигатель в чистоте для того, чтобы он работал без перебоя, имеет большое значение. Неотъемлемой частью правильной эксплуатации транспорта является то, что нужно регулярно менять масляный фильтр. Важный способ защиты двигателя всех разновидностей транспортного средства – это удачный выбор масляного фильтра, который подошел бы для Вашего авто.
Предназначение такого устройства, как масляный фильтр – это удаление грязи из моторных, смазочных, трансмиссионных масел или же гидравлических жидкостей.
Самый первый масляный фильтр для автомобиля был разработан еще в 1923 году. Тот первый масляный фильтр был неполно-поточным. Через него протекала только малое количество масла, а основная же масса его попадала напрямую в двигатель.
Только спустя двадцать лет появился первый уже полно-поточный масляный фильтр. В этом обновленном фильтре всё масло, перед тем как попасть в двигатель, должно было пройти полную процедуру фильтрации. Но необходимо было учитывать, что для лучшей работоспособности данного фильтра, нужно чтобы объем масла, а также его давление не превышали допустимых величин. Существуют системы, использующие оба типа масляных фильтров.
Содержание:
- Типы масляных фильтров
- Тонкость фильтрации
- Предназначение фильтров
- Как работает масляный фильтр
- Какие существуют типы масляных систем
- Выбираем правильно масляные фильтры
Типы масляных фильтров
Механические.
Для удаления примесей в механических фильтрах используется фильтрование. Это наиболее популярный тип фильтра на сегодня. В транспорте такие типы фильтра выполнены в виде картриджей. Если картридж загрязнен, то он легко может вынуться из фильтра и заменится на новый. Заметим, что существуют и одноразовые фильтры, которые поставляются без сменных картриджей. В системах объёмного гидропривода такой тип фильтра, как механический, получили широкое распространение. В свою очередь механические фильтры подразделяются на:
- бумажные фильтры;
- сетчатые фильтры;
- войлочные фильтры;
- проволочные фильтры;
- пластинчатые фильтры.
По степени фильтрации механические фильтры делятся на:
- Фильтры тонкой фильтрации. К ним можно отнести бумажные и войлочные фильтры.
- Фильтры грубой и средней фильтрации. К ним относят сетчатые, проволочные и пластинчатые фильтры.
При этом строгих границ между этими степенями фильтрации нет.
Магнитные.
В таких фильтрах для удаления ферромагнитных загрязняющих веществ используется магнит или электромагнит.
Гравитационные.
Иногда такой тип фильтров называют отстойником. По конструкции это небольших размеров резервуар. В него заключен очищающий элемент, и емкость, куда, при помощи силы тяжести, стекаются загрязненные частицы. Эти фильтры необходимо часто промывать, что очень затратно, так как часть смазывающей жидкости утрачивается.
Центробежные.
Такие фильтры еще называют центрифугами. Принцип действия их – это образование центробежной силы, которая принуждает загрязненные частицы оседать на стенках корпуса.
Тонкость фильтрации
На данный момент есть два параметра для оценки тонкости фильтрации – это номинальная и абсолютная тонкость. При номинальной тонкости размер частиц, удерживаются посредством фильтра на 95%. Если же размер частиц мусора, полностью задерживается фильтром, то такая тонкость фильтрации называется абсолютной.
На практике всегда принималось то, что оценка фильтрации фильтра велась по его номинальной тонкости. К примеру, дорожно-строительная техника в большом своем количестве в фильтрах системы гидроприводов имеет такой показатель номинальной тонкости: 25-40 мкм. В авиации, же требование к фильтрации более жесткие, и это означает, что номинальная тонкость имеет 5 мкм и меньше.
Если тоньше будет фильтрация, то и больше будет сопротивление потоку жидкости, но, зато меньшее будет загрязнена рабочая жидкость и не будут часто изнашиваться детали гидрооборудования.
Предназначение фильтров
Различные детали транспорта при перемещении относительно друг друга трутся между собой. Чтобы уменьшить трение, которое снижает ресурс и эффективность транспорта, нужно создать смазочную маслянистую пленку между перемещающимися деталями. Конечно же, для нормальной работы автомашины необходимо смазочное масло, которое очищено от грязи и других частиц - продуктов разрушения деталей при трении. Масляный фильтр для этого и предназначен.
Кроме смазывания моторное масло, проходя через масляный фильтр, имеет следующие функции:
- Охлаждение. Поглощает и высокие температуры из зон сгорания и трения.
- Очистка. Переносятся к фильтру частицы, которые образуются от процесса сгорания.
- Уплотнение. Уплотняются кольца между поршнем и гильзой, прокладки, сальники.
- Уменьшение шумов. Уменьшаются шумы, как из-за механических трений деталей, так и от процесса сгорания.
Если загрязняющие частицы не будут правильно удалены из моторного масла, то это будет грозить скорому износу двигателя. Этот износ чреват большим денежным затратам на восстановительный ремонт.
Как работает масляный фильтр
Масляный насос, приводится в действие двигателем и для предотвращения попадания больших размеров частиц грязи, всасывает моторное масло сквозь специальный маслоприемник с сеточкой из поддона двигателя и закачивает его ко всем местам, где нужна смазка.
Масляные фильтры имеют такие конструкции:
- Легкосъемная. Второе название ее - «spin-on». Легкосъемные фильтры после отработки срока использования, полностью меняются на новые.
- «Масляный картридж». Замена производиться только самого патрона масляного фильтрующего элемента, который установлен в корпусе.
Какие существуют типы масляных систем
Существуют такие типы масляных систем: полно-поточная, частично-поточные и комбинированная.
Полно-поточная масляная система.
Весь объем моторного масла при помощи масляного насоса всасывается и проходит через масляный фильтр, перед тем как поступать к месту, где нужна смазка.
Поскольку масляный насос соединен напрямую с двигателем, и давление масла целиком зависим от того с какой скоростью вращается вал двигателя, то для ограничений большого давления хорошо справляется предохранительный клапан. Предохранительный клапан - главная часть конструкции масляного насоса. Он ограничивает максимальное давление в масляной системе в промежутке между 3 и 5 кг/см2.
Если повышается давление масла сверх нужного предела, то в результате этого прокладка, и центрирующая шайба повреждается или выдавливается из посадочного места. Не редко бывает, когда давление масла сильно повышается и предохранительный клапан не может открыться и тогда с посадочного места выдавливается прокладка масляного фильтра. Из-под фильтра масло начинает выбивать, и раздувается корпус масляного фильтра. Многие в случившемся неверно винят масляный фильтр, а реальной виной тому предохранительный клапан. Когда после этого случая масляный насос и двигатель остынет, и восстановятся, предохранительный клапан работает снова хорошо, тем самым устраняет свидетельство истинной причины проблемы.
Чтобы предотвратить очень большой перепад давления, фильтр в своей конструкции имеет перепускной клапан. Начинает открываться перепускной клапан, если перепады давления от 1 до 2 кг/см2. В связи с этим, моторное масло все еще смазывает детали двигателя, притом что, даже если фильтрующий элемент забит грязью.
В конструкции масляного фильтра также присутствует антидренажный клапан. Роль антидренажного клапана заключается в том, чтобы предотвратить вытекание масла из фильтра назад в картер, если в этот момент двигатель не работает. Еще есть и другая конструкция фильтров, которая имеет антисифонную трубу. Антисифонная труба не допускает вытекание масла из фильтра после того как двигатель выключен.
Важно чтобы ресурс и перепады давления на фильтре соответствовали всем требованиям OEM (оригинальный производитель оборудования). В связи с этим при выборе фильтра для замены нужно учесть специфические параметры, а не только форму и габаритные размеры. Зачастую внешне схожий и не дорогой масляный фильтр, сильно отличается по параметрам фильтрации от качественного фильтра, который идеально сконструирован для конкретного автомобиля.
Частично-поточные масляные системы.
После всасывания насосом моторного масла из картера двигателя, оно поступает под давлением прямо ко всем местам смазки. Помимо главной масляной магистрали имеется еще и параллельная линия, которая и предназначена для установки в ней частично-поточного масляного фильтра. Примерно 10% масла проходит от основного потока через параллельную линию, в которой стоит масляный фильтр и, следовательно, фильтруется. Калибровочные отверстия, которые находятся в масляном фильтре, определяют соотношение масляного потока, как в основной, так и в параллельной магистралях.
Учитывая то, что через основной поток, масло поступает в мотор без очистки, не проходя через масляный фильтр, то в целом эффективность частично-поточной схемы довольно высока. Если брать в сравнение воздушные фильтры, принцип работы которых выражен как «однопроходная очистка», то при использовании масляного фильтра действует принцип «мульти-проходная очистка». Это означает, что одно и то же моторное масло многократно проходит через один и тот же масляный фильтр. В результате этого, если загрязняющие частицы вначале миновали фильтр, проходя через основной поток, то затем эти частицы все равно будут задержаны масляным фильтром при дальнейшем обходе по параллельной линии. В дополнение для частично-поточной схемы потребуется немало времени для фильтрации всех загрязняющих частиц.
Комбинированные масляные системы.
Комбинация полно-поточной и частично-поточной систем часто применяется для тяжелой техники. Это в основном двигатели на дизеле: грузовики, индустриальный транспорт и землеройная техника. Моторное масло примерно на 90% проводит фильтрацию через полно-поточный фильтр, а остальные 10% масла обводятся в картер мотора через частично-поточный фильтр.
В результате использования этой комбинации фильтров, создаются очень хорошие условия эксплуатации моторного масла и, как результат, значительное увеличение времени использования масла и ресурса фильтра.
Выбираем правильно масляные фильтры
Как же выбрать надёжный и качественный масляный фильтр? Сначала необходимо сделать осмотр товара. Важно внимательно осмотреть качество корпуса. Необходимо, чтобы корпус был прочный и способный выдерживать перепады давления, а также устойчив к образованию коррозии, чтобы во время эксплуатации не происходила утечка масла. Похожие требования нужно предъявить и к уплотнителю. Но самое тяжело, это, к сожалению, определить на глаз качество клапанов.
Главной деталью фильтра является очищающий элемент. Очищающий элемент выполняется из специальной бумаги. Эта бумага должна обладать рядом важных характеристик: способность удерживать пыль, температурный диапазон работы должен быть широким, полнота отсева, отличная прочность, стойкостью к износу, а самое важное - высокая степень очистки. Если бумага слишком рыхлая, то она не будет надлежащим образом эффективно чистить масло, а это приводит к ускоренному износу двигателя. Бумага с плохим качеством может вначале показать себя неплохо, но потом грязь может попадать в мотор через порывы.
Важным фактором выбора фильтра, который тоже немаловажен – это бренд. Назовем, к примеру, бренд, выпускающий качественные фильтры. Это немецкая торговая марка VITANO. Компания VITANO при производстве фильтров уделяем максимальное внимание деталям, качеству материалов и фильтрующей бумаги, потому как от масляного фильтра напрямую зависит ресурс двигателя и срок его бесперебойной эксплуатации. Также большое преимущество фильтра, который автолюбитель намерен купить - это присутствие информации о сертификации.
Многие водители, покупающие дешёвый фильтр плохого качества и неизвестного производителя, успокаивают себя мыслью: он всё равно прослужит недолго и потом можно заменить его на более надежный и качественный. Но проблема в том, что использование масляного фильтра низкого качества - это нанесение вреда другим деталям автомобиля.
Неисправный аварийный клапан будет пускать масло в обход фильтра. Двигатель очень быстро выйдет из строя. Но еще страшнее, то, что может заклинить клапан так, что корпус масляного фильтра даст трещину и масло потечет. Мотор при этом останется вообще без масла, что чревато неизбежной поломкой двигателя. Если такая деталь как фильтр-вставка из некачественного фильтрующего материала порвется, то он может забить своими остатками каналы в двигателе.
Вывод: Самое главное - это подойти к покупке фильтра с ответственностью, чтобы потом не пришлось жалеть о неправильном выборе.
Много на сегодняшний день масляных фильтров на авторынке, да и цены на них не очень большие. Но не всякий фильтр подходит для вашего авто. У нас Вы можете приобрести качественные масляные фильтра Vitano. Обращайтесь к менеджерам нашего интернет-магазина, и мы поможем подобрать масляный фильтр именно для Вашего автомобиля.