Современные технологии позволяют делать все механизмы в автотранспорте, как в грузовой, так и в специальной технике точными, надежными и простыми в использовании. Но следует помнить, что если идет речь о гидравлике, то здесь никак нельзя обойтись без качественных жидкостей. Ведь правильный выбор гидравлической жидкости влияет на долговечность и бесперебойную работу всей системы. В этой статье мы попробуем рассказать о всех особенностях масел для гидравлических систем, каких видов они бывают и как выбрать масло, чтобы оно подходило для разных условий эксплуатации.
Содержание:
- Как работает гидравлика
- Роль масла в гидравлической системе
- Какой состав гидравлических масел и жидкостей
- Какие требования к гидравлическим маслам и жидкостям
- Классификация гидравлических масел и жидкостей
- Правильно выбираем гидравлическое масло
- По маркировке жидкостей
- По стойкости к окислению
- По температурным показателям работы
- По составляющим элементам гидравлической системы
- Гидравлические жидкости от бренда Fosser
Как работает гидравлика
Подъемные механизмы устройств в кузове и кабине грузового автомобиля, тормозная система, рулевое управление – все это производиться с учетом идеи, которая была давно предложена и обоснована физиком Паскалем. Закон физики, на котором основана работа подобных устройств, говорит: если к объему жидкости приложить какое-либо давление, то создается сила, которая передается равномерно во всех направлениях.
Этот принцип лежит в основе всех гидравлических систем, так как он позволил делать строения и конструкции многих приспособлений более простыми. Масло, которое подается через тонкие шланги, сжимается под прессом выполняет сложную работу по подъему, сдвигу и другие. Потому как задачи зачастую ставятся очень важные, нужно уделить большое внимание не только целостность систем и деталей, но и составу жидкости.
Роль масла в гидравлической системе
Жидкость, циркулирующая в замкнутом контуре, сначала передает энергию от поршня насоса до точки приложения силы. Она хорошо предохраняет элементы устройства от износов, коррозии и другого воздействия агрессивной среды. Гидравлические масла и жидкости выполняют много функций, и все это достигается при помощи нужных компонентов, которые тщательно подобраны. Современные производство многих брендов предлагает большой ассортимент гидравлических масел и жидкостей, среди которого можно отобрать подходящий тип вещества.
Гидравлическое масло – жидкость, которая отвечает за жизнеобеспечение всей системы. Используется оно как в тяжелой, так и в легкой промышленности, в работе автотранспорта, наземной, воздушной, а также водной техники. На сегодняшний день практически ни один современный агрегат не сможет обойтись без гидравлики. Данный тип масел считается вторым по популярности после моторных и является лидером среди смазочных материалов. Доля смазок для гидравлики состоит приблизительно около 15% от всего потребления.
Какой состав гидравлических масел и жидкостей
Состав условно можно разделить на две неравных между собой доли. Большая часть в объеме жидкости занимает основа – базовое масло, а в дополнение к ним идут присадки – необходимые примеси, которые отвечают за качество эксплуатационных свойств гидравлической жидкости.
Основа масла бывает таких видов:
- Минеральная. При изготовлении этих масел используют парафиновые, нафтеновые масла и их смеси;
- Синтетическая. При изготовлении этих масел используют гидрокрекинговое, ПАО и эфирные масла, а также полигликоли;
- Натуральная. В некоторых типах биоразлагаемой жидкости применяются растительные компоненты, к примеру, такие как рапсовое масло и другие.
Присадки – это такие особые добавки, которые улучшают качественные свойства масла.
Перечислим их:
- Присадки продлевают срок службы гидравлической жидкости;
- Противостоят коррозии металлических деталей механизма;
- Уменьшают износ деталей;
- Исключают задирные явления;
- Исключают вспенивание масла;
- Помогают избавиться от агрессивных осадочных веществ;
- Снижают коэффициент трения;
Производители масел всегда используют в составе сбалансированный пакет добавок.
Это могут быть:
- Поверхностно-активные присадки, такие как дезактиватор металла, модификатор трения, ингибитор коррозии и другие;
- Присадки к базовым маслам, такие как антивспенивающие вещество, антиоксидант или направленные на улучшение вязкости всевозможные добавки и другие.
Также присадки можно разделить на две группы те, которые содержат в своем составе золу и цинк – таких больше всего и системы, которые не имеют данные компоненты.
Какие требования к гидравлическим маслам и жидкостям
Устройства, которые работают по принципу гидравлики, используются в разных условиях. Нагрузки на них могут быть длительные и стабильные, средние или низкие, а также могут быть и высокие с неравномерным распределением, резкие и экстремальные, в условиях повышенной влажности или чрезмерно холодных температур. Но при этом система должна быть всегда надежной и работать без сбоя. Исходя из этого к гидравлическому маслу предъявляется высокое требование.
Перечислим наиболее важные и первичные, которые связанны с главной функцией жидкостей:
- Передают энергию давления или сил, а также крутящего момента;
- Минимизируется трение износа поверхности скольжения в условиях граничного соприкосновения;
- Рассеивается тепло;
- Увеличивается срока службы техники;
- Улучшается способность сохранять нужную вязкость при различных температурах;
- Защищает детали от коррозии.
Все перечисленное выше, является эксплуатационными характеристиками, определяющие качество работы гидравлической системы. Но кроме этого масло должно проявлять следующие свойства:
- Инертны к металлу и совместимы с ними. Какой бы вид жидкости не был, она не должна вредить поверхности цветных и черных металлоизделий;
- Низкое вспенивание. Во время работы устройства, из-за резких скачков давления, воздух может отделиться от жидкости и превратиться в пену; при этом сильно снижается полезные свойства масла. Препятствуют этому специальные присадки;
- Большая окислительная и термическая стабильность. При повышении рабочей температуры жидкость не должна окисляться, потому как это сокращает срок службы машины или оборудования;
- Отличная аэрационная способность;
- Хорошее водоотделение и фильтруемость. Потому как различные гидравлические системы применяют практически во всех сферах производства, транспортной отрасли, то происходит постоянный контакт с внешней средой, которая полна загрязнениями. При добавлении присадок в масло, те выполняют функцию очищения устройства. А именно: удаляет различные отложения, частицы гари и прочее;
- Огнестойкость;
- Токсикологическая безвредность и экологичность. Вся современная продукция должна проходить различные проверки и быть сертифицированной, а также ей присваивают определенный класс.
Выполнить все вышеперечисленные требования не предоставляет возможности при использовании в составе только одного базового вещества. Поэтому гидравлические масла – это жидкости, сложные по своей структуре, компонентному разнообразию, химическим и физическим характеристикам. Следует заметить, что ведущие мировые производители уже могут совместить все эти свойства в одном продукте.
Классификация гидравлических масел и жидкостей
Системы, где используется давление жидких веществ и составов, разделяют на два типа:
- Гидродинамические. В таких системах применяется кинетическая энергия движущегося потока, при этом его давление низкое, а скорость течения высокая. В них задействуются энергопередающие жидкости;
- Гидростатические. В этих системах нужно высокое статическое давление при низкой скорости движения. Для этой цели подходят гидравлические масла.
Другим критерием классификации, является сфера применения. По этому признаку можно выделить, гидравлические масла и жидкости, которые применяются в таких сферах:
- Промышленное оборудование;
- Специальная техника грузового и наземного транспорта;
- Водные суда;
- Летательные машины;
- Гидротормозные и амортизаторные системы.
По производственным характеристикам гидравлические масла делятся на такие:
- синтетические жидкости
- минеральные с присадками
- минеральные без присадок
Следует еще заметить, что в некоторых случаях нужно внимательно подбирать смазочный материал по цвету. Но при этом выборе необходимо учитывать то, что запрещается смешивать, к примеру, зеленое масло с любым другим цветом. Также покупая масло нужно обратить внимание на ряд других ограничений: при неверном подборе снижаются защитные свойства, теряются важные характеристики качества жидкости, и следовательно, нарушается работа механизмов и выход их из строя.
Правильно выбираем гидравлическое масло
По маркировке жидкостей
Продукция, выпускаемая производителями, имеет некоторые обозначения на этикетке. При поиске необходимого варианта, нужно обратить внимание на эти обозначения:
- АУП – означает что жидкость предназначена для гидравлических систем подъемных передач. Может быть применено как для наземной, так и для водной спецтехники;
- АУ – указывает на то, что это веретенное низкозастывающее масло. Может быть использовано в станках, которые работают на высоких скоростях;
- ВМГЗ – Используют для машин, механизмы которых работают всегда на открытом воздухе;
- «А» – гидравлическая жидкость, которая применяется для автоматических коробок переключения передач, а также для гидротрансформаторов;
- ГТ – применяется для поездов, работающих на дизеле;
- «Р» – используют для гидроподъемников и механизмов рулевого управления;
- ЭШ – используют для гидравлических систем, которые работают с большими нагрузками;
- МГЕ – применяется для сельскохозяйственной техники и машин.
В Украине на сегодняшний день действует государственный стандарт, который согласовывался с международными требования и распространяется на многие виды смазочных материалов. К примеру, для гидравлических жидкостей эта маркировка выглядит так: 17479.3-85. Это соответствует ISO 3448.
По стойкости к окислению
Любая гидравлическая система изготовлена из металлических деталей: почти всегда в производстве их используют алюминий, сталь, бронзу, а также и другие сплавы. Из-за окисления масла, а также продуктов расщепления присадок при повышенных температурах, все эти детали подвержены коррозионно-химическому воздействию.
Исходя из этого, выбирая гидравлическую жидкость, не нужно забывать и о таком показателе, как рабочая стойкость. При воздействии температур гидравлические масла могут окисляться и это приводит к повышению вязкости и накоплению осадков. Все эти факторы действуют на механизм, замедляя его работу. Чтобы придать продукту антиокислительные свойства, производители добавляют в их состав присадки фенольного, а также аминного типа.
По температурным показателям работы
Жидкость всегда нагревается во время эксплуатации гидравлики. Всегда нужно обращать внимание на то, в каких условиях эксплуатируется транспорт и оборудование. Критическая граница температуры масла, заявленная заводом-изготовителем, должна быть достаточно высокой, чтобы оно не доводилось до кипения, а зимой в мороз не замерзало.
По составляющим элементам гидравлической системы
Перед тем как заливать жидкость (замена) нужно:
- Убедиться в надежности расходников и деталей.
- Проверить состояние фильтров. Оно должно быть отличным.
- Проверить состояние всех уплотнителей. Дело в том, что в процессе эксплуатации взвеси, появляющиеся от применяемых присадок, могут загрязнять фильтрующий агрегат.
- Чтобы любая прокладка, которая размещена в гидравлической системе, должна быть совместима с используемой жидкостью.
- Отдавать предпочтение фирменным деталям.
При возникновении трудностей с выбором масел, любой покупатель может обратиться за помощью к специалистам нашей компании. Важно помнить, чтобы надежно работала система, нужно выбирать масло, у которого качественный состав.
Гидравлические жидкости от бренда Fosser
Расскажем о некоторых гидравлических жидкостях, известного на весь мир, немецкого бренда Fosser.
FOSSER HLP и HLP-D – это гидравлические жидкости высокого качества на минеральной основе с эффективными присадками, которые снижают износа.
FOSSER HVLP – эта гидравлическая жидкость на минеральной основе с довольно хорошими вязкостно-температурными характеристиками – всесезонная жидкость.
FOSSER HLP, HLP-D, а также HVLP применяются:
- в любых гидравлических системах, в том числе и в тех, которые эксплуатируются в очень тяжёлых условиях.
- в гидравлических системах, у которых высокая тепловая нагрузка с насосами высокого давления любого исполнения,
- в чувствительных системах управления,
- в маломощных передачах
- в системах циркуляции.
FOSSER HVLP-D – эта гидравлическая жидкость содержит детергентную и диспергирующую присадки. У нее отличные вязкостно-температурные ми характеристики – всесезонная жидкость. Гидравлическая жидкость FOSSER HVLP-D применяется в любых гидравлических системах, где необходима эксплуатационная надёжность, наименьший износ, чистота системы и равномерность рабочего движения при разных температурах, в особенности при эксплуатации в тяжелых условиях работы.
FOSSER LHM + - высокопроизводительная гидравлическая жидкостью с минеральной основой. Используется для центральных гидравлических систем в автомобилях PSA со специально маркированным зелёным гидробаком. Явно превосходит все характеристики существующих сортов LHM.
ZHF – это синтетическая жидкость для центральных гидравлических систем.
Применяется эта синтетическая жидкость:
- В амортизаторах
- В гидропневматических подвесках
- В рулевых механизмах с усилителями
- В электрогидравлических системах складывания тента
- В системах стабилизации и управления тяговым усилием
- В центральной блокировке замков
ZHF-M – это минеральная жидкость для центральных гидравлических систем.
Применяется эта минеральная жидкость:
- В гидропневматических подвесках
- В электрогидравлических системах складывания тента
- В системах стабилизации и управления тяговым усилием
- В центральной блокировке замков
Как ZHF, так и ZHF-M имеют схожие свойства.
Перечислим их:
- Большой индекс вязкости
- Хорошо защищает от износов
- Низкая температура застывания
- Без пенообразования
- Высокая термостойкость
- Отличная характеристика коэффициента трения
- Хорошие вязкостно-температурные характеристики
- Устойчива к окислениям
- Нейтрально по отношению к уплотнительным материалам